Разговор на улице между женщиной и мужчиной. «Знаешь, сколько Сергей заплатил, чтобы ему перенесли кондиционер в другую квартиру?» (называет немаленькую сумму). Женщина (презрительно): «Он что, не мог сам снять? Руки не из того места?.. Белоручка?» Подумав, добавила контрольным в голову: «…Бездарь?!» Собеседник попытался приподнять в ее глазах несчастного Сергея хоть на сантиметр: демонтировать кондиционер – не такая простая работа и требует навыков. А женщина стояла на своем – с твердокаменным, непробиваемым, как скала, агрессивным презрением.

В современном мире, где огромное пространство возможностей отвоевали и захватили женщины, место мужчины схлопывается на глазах. Он может зарабатывать меньше жены, уметь меньше, быть слабее физически и характером.

В век технологий и удобных сервисов ему больше не нужно уметь все – поле вспахать, бункер построить.

Но женщины, так страстно защищавшие право на равенство, требуют от мужчин силы, а когда это удобно – типичного альфа-поведения.

Не все готовы признаться в этом вслух, но если прислушаться к маленьким бытовым ссорам в магазинах, шипению в телефоны – можно легко поймать упреки в несостоятельности, древние жалобы об утраченных «лучших годах жизни».

И лишь небольшой процент в женской обывательской среде XXI века готов осознать: мужчина может обладать множеством способностей, но среди них необязательны – «профессионально» мужские.

Выбирает отличные фильмы для домашнего просмотра, прекрасно готовит, рисует, ладит с детьми, убирает в квартире с радостью и невиданным перфекционизмом – но, ужас какой, не умеет починить кран или демонтировать кондиционер. И ладно! Позвоните профессиональному сантехнику. Неужели уютную домашнюю атмосферу нужно приносить в жертву старым предрассудкам и паттернам поведения?

Самый невероятный в наше время парадокс: женщины только тогда становятся ими по-настоящему, когда мужчина в их понимании и сам «настоящий».

И не просто так время от времени в сериалах и фильмах нетипичный, чувствительный, рефлексирующий мужчина напоминает грустного отщепенца, ищущего свое место в жизни, где с одной стороны на него напирают мачо в костюмах за несколько тысяч долларов, а с другой – женщины, желающие бизнес-класс в самолете и дорогое шампанское по утрам.

За несколько десятилетий головокружительная амплитуда мужских типажей превратила мужчину в шизофреника.

От изящных большеглазых и хладнокровных вампиров, тонких и стильных, как девушки – скачок к брутальному, интровертному, эмоционально скупому Рэю Доновану (из одноименного сериала).

А женщины хотят и того, и другого!

Иэн Сомерхолдер (Дэймон из «Дневников вампира») светит огромными нахальными глазищами, одевается по последним трендам, стрижется у лучшего барбера, пьет бурбон и чужие жизни.

Что копошится в голове домохозяйки (с мужем, тремя котами и дочкой-подростком), которая вечерком, устроив больную поясницу в подушки, сладострастно наблюдает за авантюрами вечно молодого красивого вампира? Что творится в голове ее дочери и 13 миллионов подписчиков в инстаграм, глазеющих на Иена-Дэймона с экранов своих ноутбуков – как раз понятно.


Среди социологов и антропологов есть мнение, что популярность молодых мужчин – это издержки нового положения женщин в обществе, доминирующего положения.

Мужчина стал куклой.

15 лет назад в Шотландии ученые провели эксперимент: создали мужское лицо – идеальное для большинства женщин. Почти 40 женщин описали свои приоритеты: оказалось, что мужчина должен быть с большими чувственными глазами, очень гладкой кожей, красивым скульптурным овалом лица, прямым аккуратным носом и подбородком, не совсем типичным для мачо: никаких тяжелых, квадратных, бородатых (так что, еще недавняя мода на бороды – попытка слабых мужчин заявить о себе как об альфе).

В итоге ученые сделали вывод: мачизм в мужчине – не главное, главное – партнер-эмпат, умеющий понять.

В Великобритании такого мужчину назвали Новым – хитрым парнем, сумевшим адаптироваться к условиям новой женской среды и найти свою роль.

Он по-прежнему смотрит на женщину как на сексуальный объект, но в заманивании привлекает не мачизмом, а разговором по душам, откровенностью, не боится показать свои страхи и слабости. Он пользуется профилактической косметикой, ухаживает за ногтями, следит за модой. Но он – натура хищная и доминирующая.

А Рэй Донован, физическая противоположность Дэймону, бродит по Лос-Анджелесу с битой и спортивными сумками денег, решает чужие проблемы, на ходу снимая с шеи повисших на ней моделей, актрис, чужих жен. Полигамный, но духовно верный жене. Жутко сложный, неприятный, агрессивный, непредсказуемый. Но надо же, – надежный! Как тот самый древний самец, который может защитить вход в личную семейную пещеру валуном.


Бобби Аксельрод из популярнейшего сериала «Миллиарды» – один из самых горячих (и навязанных миром денег) типажей.

Именно «Акса» раскладывают на пазлы и цитируют мужчины, считающие себя альфой в работе и профессии: бизнес-коучи, личные тренеры, топ-менеджеры крупных компаний, бизнес-ангелы и инвесторы, некоторые стартаперы, трейдеры и рулевые хедж-фондов.

Их очень легко узнать в окружении: даже если это не большой «Акс» (акула бизнеса), а еще очень маленький его зародыш.

Они агрессивны, любят спонтанность, авантюрны и морально нестабильны. Постоянно ищут себе подобных, создавая ситуативные союзы или соперников, которые будут стимулировать в соперничестве за очередной миллиард или лакомого клиента. С аппетитом «съедают» уже отработанный ресурс. Женщины «их типа» таких любят, хорошо ощущают, подстраиваются под них, подавая сигналы: я та, что тебе нужна – поддержу, вдохновлю, выращу твоих детей, стану украшением на полезных вечеринках.

Сила притягивает силу – так считают мужчины, подражающие Бобби, ломающие себя под него, и часто превращенные трендом в пародии. Кто такой «Акс»?

Древний мужчина, испорченный современными обстоятельствами.

Искусственная невозмутимость. Презрение к окружению.

Выращенный на кушетках психотерапевтов (может, там аксов заставляют рычать и показывать клыки) высокий эмоционально-болевой порог.

Лояльность к сомнительным методам решения проблем. Но еще «Акс» – постоянный страх быть преданным, выброшенным, потерявшим свое доминирующее положение. Иногда такие люди, если судьба отвернется от них, буквально трескаются от «накативших» комплексов и рассыпаются вдребезги, не имея поддержки и чувствуя постоянное унижение.

А вот еще один типаж, множество героев Бена Стиллера («Ночь в музее», «Знакомство с родителями», «Дюплекс», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Статус Брэда»). Чувствительный умный мужчина, переживающий один и тот же комплекс – чужака. В собственной жизни, мире, семье, профессиональном окружении. Это ощущение может появиться из чего угодно, и всегда – из-за чувства неприспособленности к этому миру, выпадения из него. «Родился не в то время», «не приспособлен к современному миру», «не вписываюсь в эту жизнь», «уже не так молод», «…я медленный, вдумчивый, интровертный – а таких у нас очень не любят», «меня никто не понимает, даже семья», «я не соответствую формату», «…я слишком много думаю», «…я ничего толкового не умею», «…я никому не нужен».


Источник фото

В фильмах Стиллера почти все его герои вознаграждены: удивительными встречами, удивительными обстоятельствами – судьбой. В зубастой жизни они почти всегда в проигрыше. Только представьте, как же это тяжело – с одной стороны желать сопричастности к этой жизни, успевать за ней, принять правила «успешности», правила альфы. А с другой – презирать эти правила и сохранять себя (не предавая) изо всех сил! Вот таким мужчинам нужна понимающая сильная женщина-друг – тоже типаж нечастый.

XXI век изменил мужчину, иногда до неузнаваемости. Даже Бонды менялись, следуя трендам микроэпох (от Роджера Мура и Шона Коннери до Тимоти Далтона и Дэниела Крейга), что уж говорить о цифровом веке! Вот посмотрите на это фото: две девочки, мальчик и девочка, два мальчика? Ага, с первого мимолетного взгляда не скажешь сразу.


Еще несколько десятилетий назад американский писатель и личный тренер Роберт Блай начал собирать семинары с мужчинами, потерявшими свое эго. И пытался вернуть этим мальчикам для битья землю под ногами.

Кому-то хотелось получить рельефную скульптурность психологии Рэмбо, кому-то – просто перестать быть жалким существом. По теории Блая, и женщина, и мужчина в развитии проходят три стадии: красную, белую, черную. Но проходят по-разному. Для женщины – сначала белая (невинность), потом – красная (опыт), затем – черная (финал самопознания, ощущение себя частью мироздания).

Мужчина первой проходит красную: воин, доминанта, получающий навыки мужского типа. Потом – белую, во время которой теряет свой эгоцентризм и становится более гармоничным существом. И, наконец, – черную: видит «собственную Тень» и переосмысливает себя (самая сложная стадия для мужчины), но именно тогда он становится цельным. И, по мнению Блая, мужчины больше не проходят все стадии, пропуская красную или белую, и зацикливаясь на черной. Без нужной подготовки и периодов «взросления» эта стадия способна травмировать. Она совпадает с тем самым кризисом среднего возраста, и мужчина, не ставший за предыдущие две стадии ни сильным, ни гармоничным, не может правильно проанализировать собственное прошлое и скорректировать будущее.

И все потому, считает Блай, что доминирующая в семье сила – мать и жена – перестроила путь мужчины «под себя»: белый, красный, черный. Мальчик интуитивно ощущает, что это не его дорога – смиряется или противостоит – и с этой поры наступает деформация характера. Слишком слабый или слишком агрессивный мужчина.


Это очень интересная теория, которая во многом проверяется наблюдениями.

Посчитайте, сколько мальчиков росли с мамами-одиночками, и сколько сейчас агрессивных женщин-доминант: в семье и на работе.

Поэтому современный мужской мир напоминает планету-аэропорт, где на небольшом участке собрались существа разных миров: женоподобные мужчины, слабые мужчины, агрессивные травмированные альфы, потерянные и забытые, как ненужный багаж, мужчины. Они не понимают друг друга, не любят и презирают – и большинство из них запутались в новых и старых женских представлениях о «правильном» партнере.

Женщине тоже не позавидуешь. Она не всегда понимает, кто перед ней. Ее требования завышены, отношения к мужчинам – противоречивы. Ей хочется защитника и парня-«подругу» одновременно. Она завидует Кэрри Брэдшоу с ее эмоциональным, чувствительным другом-геем. Она завидует той же Кэрри и ее отношениям с неуловимым и притягательным альфой Бигом. Она завидует Ларе Аксельрод – жене изворотливого, хитроумного доминирующего «Акса». Завидует Елене из «Дневников вампира» и ее любви к загадочному, опасному Дэймону. Смотрит на всех этих парней и постоянно ошибается, ошибается и ошибается: лепит из Акса – Дэймона, из Дэймона – Бена Стиллера, из Бена Стиллера – Рэя Донована. Конечно, ничего хорошего из таких чудовищных трансформаций не выходит.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – 9 АПРЕЛЯ.

ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ СО СВОИМ ПАРНЕМ;

КОГДА ЛОПАЕТСЯ ЕГО ТЕРПЕНИЕ;

ЛИЧНОЕ МУЖСКОЕ МНЕНИЕ;

КАК ЖЕНЩИНЫ ОЦЕНИВАЮТ ПАРТНЕРОВ – ИССЛЕДОВАНИЯ;

ТВОЙ ПАРЕНЬ – ЮБЕР ИЛИ ЭМО?

Фото: Showtime, Kenzo Burberry, официальные страницы актеров, обложка – Balenciaga

Главный редактор-блогер LIFE by modnaKasta