Потребительский ажиотаж и принципиальный, импульсивный интерес к «украинскому» пошел на спад. Об этом честно и дружно, кто с долей пессимизма, кто – с толикой оптимизма, поделились с RAU (Ассоциация ритейлеров Украины) не самые несчастные украинские бренды. Несколько цитат мы приведем.

«…Раньше с закрытыми глазами покупали: украинское – беру! И неважно, что блузка 3 тыс. грн. стоит. А сейчас покупатели адекватно к этому относятся: блузка за 3 тысячи – нелогично, пойду в масс-маркете куплю или у другого дизайнера. Пик интереса к украинским брендам был где-то год назад. По сравнению с прошлым годом сейчас падение примерно на 30%…» (мнение byMe).

И правда, – «нелогично». Например, прошлогоднее синтетическое платье украинского, хоть и раскрученного бренда может стоить до акции столько же, сколько полушелковое с хлопком платье второй линии Chloe из новой коллекции. Украинский ценник – 355 евро против ценника See By Chloe 355 фунтов.

Но если у нашей девушки найдется сумма, превышающая среднюю украинскую зарплату, конечно, она отдаст ее за гораздо более громкий бренд. Во-первых, наши девушки именно так в большинстве устроены. Во-вторых, они прагматичны и зададут себе, продавцу и украинскому бренду важный риторический вопрос – один, но множество раз: «За что-о-ооо???..» А сегодня еще далеко не все украинские бренды научились отвечать на этот вопрос, вооружившись калькуляторами и сохраняя хладнокровие на благородном лице.

 

«…Почему-то все считают, что если это украинское, то оно должно стоить 50 гривень. Или 100 гривень, но это уже дорого. Классно быть украинскими, но когда курс доллара 28, а в Украине нет ткани, из которой ты можешь пошить изделие, то очень сложно вести бизнес…» (мнение MustHave)

Представители украинских брендов и ритейла подозревают, что местное производство будет двигаться в сторону масс-маркета (что уже сделали некоторые производители) и развивать креативный сервис. «…С одной стороны, покупать и носить украинское стало практически все население страны. С другой стороны, новаторы и социально активная часть населения поостыли к товарам Made in UA и это сказалось на уровне продаж некоторых брендов. Как и ожидалось, пошла волна закрытий проектов, а вместе с ней тенденция к открытию новых направлений и сервисов…» (мнение Окно во Двор).

«…Сейчас мы на этапе, когда среди множества брендов, которые вдруг взлетели, люди начали выбирать тех, кто качественнее, потому одних ждет рост и признание, а других – закрытие. Начался процесс взросления made in Ukraine и перехода от ремесленников к профессиональному ритейлу» (мнение W8less).

«…Открываются многие, но еще больше – закрываются. Обычные шоу-румы становятся невостребованными. Тем, кто остается на рынке, приходится быть интересными, и это основная тенденция для развития направления на будущее…» (мнение Квартира 31).

Квартира 31

Собственно, эту тенденцию некоторые бренды начали уже года два назад: новые площадки, создание лояльных девичьих сообществ, вечеринки, fashion-квартирники…

Но концептуальное расширение форматов сервиса и общения с покупателем еще не говорит о качестве общения и сервиса.

Не многие бренды украинского происхождения могут похвастать пятью звездами от клиентов. И жалобы одни и те же: невнимание продавцов, брак, плохой состав ткани, нелояльная система скидок, долгие доставки, дорогие доставки, узкая размерная сетка, неграмотные консультации.

Равнодушие. А радушие – только в соцсетях. Да и то – показное.

Не так давно одному бренду по аренде платьев пришлось временно закрыть свою франшизу именно из-за недостаточного качества сервиса. Бренд очаровательно извинялся в соцсетях и обещал множество сюрпризов после ребрендинга.

Еще одно мнение, вполне способное стать реальностью: украинские небольшие бренды в условиях сузившегося рынка будут друг друга есть.

В общем, с 2018 года украинским fashion-брендам предстоит серьезная борьба за себя и своего потребителя: а значит, организация производства в других масштабах, понимание логистики, реализации, новое отношение к трендам и персонализации бренда, творческое существование в жесткой конкуренции.

Наверняка в 2019-20-м будут выводы и результаты, шумные открытия и тихие закрытия, а пока made in UA можно пожелать умов и творцов.

Источник мнений-цитат: RAU

Главный редактор-блогер LIFE by modnaKasta