Ирина Щербина
Предприниматель, доцент Государственного университета телекоммуникаций, создатель проекта Soft training club

Как известно, мозг имеет два полушария:  левое отвечает за логику, правое – за образное мышление и креатив. В школе старательно тренируют левое полушарие. Математика, физика, даже грамматика учат мыслить логически, излагать мысли, следовать правилам.

Правое полушарие тренируется меньше. Этому есть простое объяснение – индустриальный век требовал порядка. Рабочих нужно было больше, чем художников и изобретателей. Правое полушарие тренируется, когда мы занимаемся изобразительным искусством, музыкой, что-то мастерим или танцуем.

От чего же мы отказываемся, когда пренебрегаем правым полушарием? В первую очередь от творчества. Творчество – это способность создавать оригинальные идеи, придумывать то, чего еще нет.

Посмотрите на картины современных художников – разве они логичны? Посмотрите на рисунки детей – разве они отражают мир с фотографической точностью? Скорее, это фантастический мир символов и загадок.

А детские выдумки? Из веточки получается удочка или пистолет, из цветка – платье принцессы. Из всего, что есть под рукой, можно построить дом и спрятаться.

Так работает удивительное качество человеческого разума – дивергентное мышление. Это способность находить множество решений одной задачи, посмотреть на проблему под другим углом, увидеть необычное в обычном. Это качество есть у гениев, изобретателей, исследователей и у маленьких детей. Все дети рождаются гениальными, только со временем забывают об этом.

Как сохранить этот удивительный дар гениальности и творчества?

Известный английский реформатор образования Кен Робинсон говорит, что надо помнить о трех вещах.

Во-первых, все люди от природы разные. Если у вас двое и больше детей, вы наверняка были потрясены, однажды осознав, насколько они разные. И обучать их надо разным вещам и по-разному.

Второй важный принцип – не лишить ребенка естественного любопытства, пробуждать силу воображения и интерес. Любопытство важнее заученной таблицы умножения.

Третий принцип – не загубить этот удивительный дар творчества. Индустриальный мир заканчивается – впереди мир инноваций, творческих прорывов, технологических новинок. Впереди мир творцов и изобретателей. Будущее за теми, кому интересно.

Что делать мамам и детям? Петь, танцевать, строить замки из песка, слушать музыку, рисовать, смотреть на произведения искусства, играть на музыкальных инструментах, путешествовать, мастерить, шить, пилить, строгать, вырезать из бумаги кораблики, читать хорошую поэзию, наслаждаться природой…

Главное – получать радость от каждой минуты жизни.

Что делать школе?

Здесь вопрос сложней. К сожалению, школа сильно отстает, и, вероятно, еще долго будет отставать. В идеале, для того чтобы развивать в ребенке творческие способности, которые ему пригодятся в освоении профессий будущего, школа должна выглядеть следующим образом.

Представляете, ваш ребенок бежит в школу с радостью, потому что сегодня у них конференция по Skype с ребятами из Силиконовой долины. Они совместно разрабатывают самообучающихся роботов-луноходов, которых планируют отправить на Луну уже в следующем году. Понятно, что для этого им надо знать английский, физику, математику, программирование, робототехнику, искусственный интеллект и много чего другого.

А в соседнем классе команда разрабатывает компьютерную игру, которая моделирует главные исторические события ХХ века, пытаясь понять, как музыка Вагнера и идеи Фрейда повлияли на различных исторических персонажей. И дети изучают историю, слушают музыку и читают книги. И когда не могут найти ответ на свои вопросы, спрашивают лучших мировых специалистов: ученых, писателей, художников.

Уроков, оценок, и контрольных нет, программы тоже. А учитель становится фасилитатором, задача которого – помочь ребенку раскрыть свои таланты в полной мере.

Такие или похожие школы уже появляются в мире и в Украине. Финляндия отменила предметы в школе, Япония разработала методику преподавания, где изложение материала длится всего семь минут, а главной задачей образования является «усиливать у детей любовь к жизни». В США ширится волонтерское образовательное движение, где учителями становятся в 14-15 лет. Воистину, мы живем в век удивительных открытий!

По материалам сообщества бизнес-мам WоMо.com.ua

Logo_Womo